Юридическая поддержка

 

  1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
  2. Коды ОКВЭД
  3. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)
  4. Оформление предприятия
  5. Бланки строгой отчетности БО-3
  6. Система налогообложения на вмененный доход
  7. УСН на основе патента
  8. Если к вам пришли с проверкой
  9. Федеральный Закон «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИИНДИВИДУАЛЬНЫХ
    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ» № 294-ФЗ

 

  1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального
    предпринимателя

     

    Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

    • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
    • копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
    • копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
    • копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
    • копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
    • копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
    • подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
    • нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
    • документ об уплате государственной пошлины.

     

    Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в следующем порядке:

    • Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
    • Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    • Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или, в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
    • При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
    • Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
    • Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
    • В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
    • Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
    • Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

     

    Отказ в государственной регистрации:

    При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя возможны следующие случаи вынесения решения об отказе в государственной регистрации:

    • Непредставление необходимых для государственной регистрации документов (форма Р60001 - приложение № 22 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.02 № 439 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.10.03 № 630);
    • Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (форма Р60003 - приложение № 27 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.02 № 439 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.10.03 № 630);
    • Если не утратила силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (форма Р60003 - приложение № 28 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.02 № 439 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.10.03 № 630).
    • В этом случае необходимо проводить предварительные контрольные мероприятия для установления фактов регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также наличия соответствующих решений суда (о признании индивидуального предпринимателя банкротом; о прекращении в принудительном порядке его деятельности), либо срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью к моменту представления документов на государственную регистрацию, еще не истек.

  2.  

    [ к оглавлению]

     

  3. Коды ОКВЭД

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

    ОКВЭД вводится взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

    ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред.1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред.1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.

    ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

    ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

    • классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
    • определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
    • разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
    • осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
    • подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
    • кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
    • обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

    Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

    ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания.

    В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

    • ХХ. - класс;
    • ХХ.Х - подкласс;
    • ХХ.ХХ - группа;
    • ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
    • ХХ.ХХ.ХХ - вид.

    Для обеспечения соответствия записей кодов ОКВЭД записям кодов КДЕС Ред.1 в кодах ОКВЭД между вторым и третьим знаками кода ставится точка. При наличии дополнительных по сравнению с КДЕС Ред.1 уровней деления точка ставится также между четвертым и пятым знаками кода.

    В классификатор по аналогии с КДЕС Ред.1 введены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений.

    В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемые сырье и материалы".

    В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

    Приложение А к ОКВЭД включает описания видов экономической деятельности, раскрывающие содержание группировок и/или дающие отсылки к другим группировкам классификатора. При этом описания вышестоящих группировок распространяются на все входящие в них группировки.

    Описания группировок ОКВЭД с кодами до четырех знаков включительно по объемам понятий соответствуют описаниям аналогичных группировок КДЕС Ред.1. При детализации группировок с четырехзначными кодами описания к ним либо не приведены (если описания нижестоящих группировок в совокупности соответствуют объему понятий описания четырехзначной группировки), либо приведены не полностью и содержат часть описания, относящуюся ко всем нижестоящим группировкам.

    При использовании ОКВЭД для классификации деятельности, выполняемой за вознаграждение или на договорной основе, следует рассматривать эту деятельность как деятельность хозяйствующих субъектов, производящих ту же продукцию или оказывающих услуги за собственный счет. При этом выделяются два основных типа деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой за вознаграждение или на договорной основе:

    • выполнение работ по документации заказчика, когда подрядчик представляет субподрядчику всю техническую документацию, необходимую для производства заказанной продукции. Например, в металлургическом производстве (ковка, резка, штамповка, литье);
    • выполнение работ по заказу, когда субподрядчик подвергает определенной обработке объект, поставляемый подрядчиком. К таким объектам может относиться сырье, детали машин, подвергнутые механической обработке и т.д. Выполняемая по заказу работа может заключаться в обработке металлов, подготовке фруктов для консервирования и т.д.

    Деятельность хозяйствующих субъектов по продаже от своего имени продукции, произведенной по их заказу на других предприятиях, классифицируется в разделе G (оптовая и розничная торговля). Когда хозяйствующие субъекты играют существенную роль в проектировании и разработке продукции (обеспечивают исполнителя технической, технологической, конструкторской документацией, необходимой для производства; передают исполнителю "ноу-хау", патенты и т.п., то есть фактически стимулируют производство принципиально новой для него продукции), принимают на себя риск, связанный с производством (являются собственниками сырья и материалов, из которых производится продукция; передают исполнителю в аренду или в лизинг на время выполнения заказа необходимое оборудование, технологические приспособления и т.д.), и объем производства данной продукции в течение года составляет не менее 50% продукции этого вида на предприятии в целом, их деятельность классифицируется так, как если бы эта продукция производилась хозяйствующим субъектом самостоятельно.

    Ведение ОКВЭД осуществляет Минэкономразвития России.

    При ведении ОКВЭД Минэкономразвития России осуществляет взаимодействие с ВНИИКИ Госстандарта России.

    Организацией обязательного согласования проектов изменений к ОКВЭД является Госкомстат России.

    Для предоставления услуг по реставрации пухо-перовых изделий используются следующие коды ОКВЭД:

    • 17.40 - Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;
    • 52.74 - Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, не включенных в другие группировки.
  4.  

    [ к оглавлению]

     

  5. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

     

    Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

     

    Классификатор разработан для решения следующих задач:

     

    • развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
    • осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;
    • повышения эффективности применения средств вычислительной техники;
    • учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;
    • изучения спроса населения на услуги;
    • предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;
    • гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;
    • актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.

     

    Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания.

     

    Для классификатора услуг населению принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.

     

    Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.

     

    Общая структура кодового обозначения классификатора услуг населению имеет следующую схему:

     

    Классификатор включает следующие группы:

     

    • 01 - бытовые услуги;
    • 02 - услуги пассажирского транспорта;
    • 03 - услуги связи;
    • 04 - жилищно-коммунальные услуги;
    • 05 - услуги учреждений культуры;
    • 06 - туристские и экскурсионные услуги;
    • 07 - услуги физической культуры и спорта;
    • 08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
    • 09 - услуги правового характера;
    • 10 - услуги банков;
    • 11 - услуги в системе образования;
    • 12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
    • 80 - прочие услуги населению.

     

    Пример обозначения объекта классификации в ОКУН:

     

    015119 3 Химическая чистка мягких игрушек

     

    Введение классификатора осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.

     

    Система ведения ОКУН предусматривает взаимодействие ВНИИКИ с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями России.

     

    Общероссийский классификатор услуг населению разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению (1 79 099) и Общесоюзного классификатора платных услуг населению (1 89 188) на территории Российской Федерации.

     

    Для предоставления услуг по реставрации пухо-перовых изделий рекомендуем использовать следующие коды ОКУН:

    • 012109 – ремонт столового и постельного белья;
    • 012115 – ремонт стеганых одеял;
    • 012116 – ремонт изделий текстильной галантереи;
    • 012132 – ремонт покрывал, штор;
    • 012220 – пошив столового и постельного белья;
    • 012225 – пошив стеганых покрывал, накидок;
    • 012300 – прочие услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи.
  6.  

    [ к оглавлению]

     

  7. Оформление предприятия

    Для оформления предприятия бытового обслуживания в Управлении потребительского рынка необходимо взять список документов для согласования перечня услуг, а именно:

    • книга отзывов и предложений, прошнурованная, пронумерованная и скрепленная печатью предприятия или ИП;
    • контрольный журнал, прошнурованный, пронумерованный и скрепленный печатью предприятия или ИП;
    • договор аренды помещения (площади). Справка или свидетельство о собственности площадей (копия);
    • характеристика объекта бытового обслуживания, согласованная с:
      • городским управлением архитектуры и градостроительства;
      • санитарно – эпидемиологической станцией;
      • Госпожнадзором;
    • свидетельство о регистрации объекта бытового обслуживания, выданное МУ «Центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «Одно окно»;
    • перечень услуг предприятия;
    • санитарно-эпидемиологическое заключение по установке «VITA», высылаемое вместе с установкой;
    • договор на вывоз, уборку мусора (копия);
    • свидетельство о регистрации ООО (устав), ИП (копия);
    • при применении ККМ (контрольно-кассовая машина) – карточка о регистрации машины в налоговой (копия);
    • при отсутствии ККМ - бланки строгой отчетности БО-3.

    В каждой организации свои требования, местные особенности.

    Можно сразу начинать с управления потребительского рынка или администрации города, даже не имея установки, т.к. это регистрация точки бытового обслуживания. Документы на установку (санитарно-эпидемиологическое заключение, справка о том, что не подлежит сертификации), могут попросить в санитарно-эпидемиологической станции, их мы выдаем при отправке груза.

    Данная услуга подпадает под вмененную систему налогообложения.

  8.  

    [ к оглавлению]

     

  9. Бланки строгой отчетности БО-3

    Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ фирма, принимая наличные, обязана применять ККМ. Но есть исключения, к которым относится сфера бытовых услуг. Здесь достаточно бланков строгой отчетности (БСО).

    Форма БО-3

    Форма БО-3 применяется при оформлении заказов в фотографиях, стирке белья, выдачи напрокат предметов почасового пользования, а также всех видов ремонтных работ, не требующих затрат материалов. Выписывается приемщиком в трех экземплярах под копирку.

    Первый экземпляр формы БО-3 (наряд-заказ) сопровождает заказ в производстве и используется для начисления заработной платы.

    Второй экземпляр формы БО-3 (квитанция) выдается заказчику. После выполнения услуги заказчик возвращает квитанцию и в случае неудовлетворительного выполнения заказа отрывает от него специальный талон.

    Третий экземпляр формы БО-3 (копия квитанции) используется для учета денежной выручки.

     

    Пример заполнения блака ИП.

    Пример заполнения блака ООО.

  10.  

    [ к оглавлению]

     

  11. Система налогообложения на вмененный доход

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности может применяться в том числе и для оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Под этот вид деятельности попадают так же и услуги по реставрации пухо-перьевых изделий.

    ЕНВД не применяется к данному виду деятельности в случае осуществления его в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

    Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организации (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налога на имущество организации (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

    Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

    При расчете ЕНВД применяются следующие показатели:

    • К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде, в 2012 году К1=1,4942;
    • К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. Величину данного коэффициента уточните в местных налоговых органах;
    • базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Базовая доходность для бытовых услуг равна 7500 рублей в месяц;
    • вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке.

    Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика.

    Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

    Физическим показателем для оказания бытовых услуг является количество работников, включая индивидуального предпринимателя.

    Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

    Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.

    Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.

    Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

    Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а так же на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.

    Таким образом:

    ЕНВД = физический показатель вида деятельности (количество работников) Х базовая доходность в месяц (7500 рублей) Х К1 (коэффициент-дефлятор: на 2012 год = 1,4942) ХК2 (корректирующий коэффициент) Х 0,15 (15%) - страховые взносы на пенсионное страхование (либо фиксированный платеж для ИП) - пособия по временной нетрудоспособности.

    Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

  12.  

    [ к оглавлению]

     

  13. УСН на основе патента

    Прежде, чем окончательно решить вопрос о целесообразности использования упрощенной системы налогообложения на основе патента, важно очень четко увидеть различия и определиться в возможности применения УСН на основе патента, и, по сути, в выгодности этого решения.

    УСН на основе патента - это специфический налоговый режим, порядок применения которого регламентирован статьей 346.25.1 главы 26.2 Налогового кодекса РФ.

    Патентная система налогообложения предоставляет возможность гражданам легализовать свой бизнес при минимальной налоговой нагрузке и несложной отчетности, обеспечив для себя трудовой стаж и значительную пенсию.

    Последние изменения главы 26.2 НК РФ предоставляют право индивидуальному предпринимателю использовать обычную УСН, либо патентную. Это значит, что предпринимателю дается право выбора — платить налог, который взимается при применении УСН, или платить стоимость патента.

    Всего предусмотрено 69 видов деятельности, полный перечень которых указан в пункте два статьи 346.25.1. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

     

    Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение УСН на основе патента

     

    Индивидуальный предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента в случае, если он осуществляет один из следующих видов деятельности:

    1. ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
    2. ремонт, окраска и пошив обуви;
    3. изготовление валяной обуви;
    4. изготовление текстильной галантереи;
    5. изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
    6. изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд;
    7. изготовление оград, памятников, венков из металла;
    8. изготовление и ремонт мебели;
    9. производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
    10. ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
    11. производство инвентаря для спортивного рыболовства;
    12. чеканка и гравировка ювелирных изделий;
    13. производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр;
    14. изготовление изделий народных художественных промыслов;
    15. изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
    16. производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней;
    17. выделка и крашение шкур животных;
    18. выделка и крашение меха;
    19. переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу;
    20. расчес шерсти;
    21. стрижка домашних животных;
    22. защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней;
    23. изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика;
    24. ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий;
    25. изготовление и ремонт деревянных лодок;
    26. ремонт туристского снаряжения и инвентаря;
    27. распиловка древесины;
    28. граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике;
    29. изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов;
    30. копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;
    31. чистка обуви;
    32. деятельность в области фотографии;
    33. производство, монтаж, прокат и показ фильмов;
    34. техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
    35. предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка);
    36. оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов;
    37. предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
    38. автотранспортные услуги;
    39. предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу;
    40. техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;
    41. монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск. Перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
    42. услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
    43. услуги по уборке жилых помещений;
    44. услуги по ведению домашнего хозяйства;
    45. ремонт и строительство жилья и других построек;
    46. производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
    47. услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;
    48. услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;
    49. нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла;
    50. услуги по остеклению балконов и лоджий;
    51. услуги бань, саун, соляриев, массажных кабинетов;
    52. услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству;
    53. тренерские услуги;
    54. услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
    55. производство хлеба и кондитерских изделий;
    56. передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках;
    57. услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
    58. ветеринарные услуги;
    59. услуги платных туалетов;
    60. ритуальные услуги;
    61. услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
    62. услуги общественного питания;
    63. услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов);
    64. услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
    65. оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
    66. выпас скота;
    67. ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
    68. занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
    69. осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию.

     

    Данный перечень видов предпринимательской деятельности установлен пунктом 2 статьи 346.25.1 НК РФ. Конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента определяются законами субъектов РФ. При этом указанные перечни должны быть в пределах, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.25.1 НК РФ.

     

    Соответственно, первым делом необходимо ознакомиться с полным перечнем видов деятельности и убедиться, что индивидуальная деятельность, которой занимается предприниматель или же планирует заниматься, есть в списке.

     

    Кардинальная разница между патентной версией налогообложения и обычной состоит в том, что налог, который подлежит к уплате в первом случае, представляет собой фиксированный размер, который никак не зависит ни от объекта налогообложения, ни от конкретных конечных результатов хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

     

    Рассчет стоимости патента

     

    Прежде чем объяснять стоимость патента, необходимо пояснить из чего она складывается, а складывается она из размера потенциально возможного годового дохода предпринимателя. Размер этот устанавливается законом субъекта РФ, то есть того региона, в котором вы проживаете (сказать точнее – зарегистрированы в качестве предпринимателя). Годовая стоимость патента составляет 6% от потенциально возможного годового дохода.

     

    Патент может быть получен на срок от 1 месяца до года, как следствие, стоимость патента исчисляется и уплачивается пропорционально сроку пользования патентом. Учитывая, что указанный период не ограничен календарным годом, сроки, на которые выдаются патенты, устанавливаются с первого числа месяца и могут переходить на следующий год. При этом, в случае изменения законом субъекта Российской Федерации на следующий год размера потенциально возможного к получению годового дохода по виду предпринимательской деятельности, по которому индивидуальный предприниматель получил в текущем году патент, переходящий на следующий год, не осуществляется перерасчет стоимости патента.

    Если ИП получает патент на срок меньше года, то стоимость патента рассчитывается так:

     

    Стоимость патента = Годовая стоимость патента /12 мес. Х срок патента, мес.

     

    Оплата стоимости патента осуществляется индивидуальными предпринимателями в два срока:

    • одна треть стоимости патента уплачивается в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента (пункт 8 статьи 346.25.1 Кодекса);
    • оставшаяся часть стоимости патента уплачивается не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был выдан патент (пункт 10 статьи 346.25.1 Кодекса).

     

    Статьей 346.25.1 Кодекса не предусмотрено осуществление перерасчета стоимости патента в случае окончательного прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в период действия патента. В этой связи, в случае окончательного прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в период действия патента, уплата оставшейся стоимости патента осуществляется в полной сумме в срок, установленный пунктом 10 статьи 346.25.1 Кодекса.

     

    Но главное отличие в том, что переход на ЕНВД при осуществлении определенных видов предпринимательской деятельности обязателен, а вопрос о применении УСН на основе патента решается каждым предпринимателем отдельно, руководствуясь принципом добровольности и целесообразности.

     

    Перед принятием такого решения об изменении способа налогообложения, целесообразно проанализировать своих контрагентов на предмет необходимости выписки им счетов-фактур с выделением НДС в составе стоимости реализуемых товаров или услуг.

     

    Ведь в случае, когда предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, он освобождается от уплаты некоторых видов налогов, в том числе, НДС, налогов на имущество и доходы физических лиц. Такое положение вещей может, прежде всего, отразиться на отношениях с контрагентами, и в таком случае присутствует риск потери всех своих клиентов, для которых выделение НДС является необходимым.

     

    Применение «упрощенного» патента заменяет уплату следующих налогов:

    • единый налог по обычной УСН;
    • налога на имущество;
    • НДФЛ и ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности;
    • НДС (кроме импортных операций).

     

    Есть еще некоторые обстоятельства, на которые необходимо обратить исключительно пристальное внимание. Патент действителен лишь на территории только того субъекта РФ, где он был выдан.

     

    Если индивидуальный предприниматель планирует заниматься деятельностью, которая подпадает под УСН на основе патента, на территории разных субъектов Российской Федерации, то он обязан получить патенты во всех этих субъектах.

     

    Естественно, должны быть соблюдены некоторые законодательные условия, установленные Кодексом. Чтобы иметь возможность применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, в обязательном порядке потребуется государственная регистрация и постановка на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя.

     

    Для получения патента ИП нужно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет. Крайне важно соблюдать установленный законом срок - не позднее, чем за один месяц до начала применения УСН на основе патента. Нарушение этого требования может стать основанием для отказа.

     

    За налоговый период среднесписочная численность наемных работников не должна быть больше пяти человек, и ежегодно к двадцатому числу января месяца нужно такие данные предоставлять за предыдущий календарный год.

     

    На это стоит обратить особое внимание. Нарушение требований законодательства приведет к утрате права на применение УСН, и у предпринимателя возникает обязанность в уплате налогов в соответствии с общим режимом налогообложения за весь период, на который был патент выдан.

     

    Необходимо заметить, что применение УСН на основе патента не является обязательным. Поэтому, если вид деятельности, который осуществляется предпринимателем, включен в принятый в субъекте РФ необходимый для этого закон, то можно выбрать для себя и обычную упрощенную систему, и общий режим.

     

    Обычную УСН можно совмещать с упрощенной системой налогообложения на основе патента. Переход на такой вид налогообложения возможен лишь по такому виду деятельности, по которому был выдан патент. Если же ИП продолжает параллельно вести другие виды предпринимательской деятельности, то облагаться налогом они могут по обычной УСН.

     

    Если есть желание применять патент по нескольким видам предпринимательской деятельности, то предприниматель обязан обратиться с заявлением на получение патента по всем видам деятельности отдельно.

     

    Индивидуальные предприниматели, работающие с использованием УСН на основе патента, должны вести учет доходов. Для этих целей должна использоваться Книга учета доходов ИП, которые используют упрощенную систему налогообложения на основе патента.

     

    Индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения на основе патента, освобождаются от предоставления налоговой декларации.

     

    Налогоплательщик теряет право на применение УСН на основе патента при наступлении следующих обстоятельств:

     

    • если в период всего срока действия патента среднесписочная численность его работников составляет больше 5 человек;
    • если в календарном году, в котором налогоплательщик работает по упрощенной системе налогообложения на основе патента, его доходы превышают размер доходов, установленный статьей 346.13 НК РФ, независимо от количества полученных в указанном году патентов. На данный момент эта сумма составляла 60 миллионов рублей.

     

    В таком случае предприниматель обязан возвратиться на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент.

     

    Еще одна особенность применения УСН на основе патента состоит в том, что предприниматель обязан контролировать доходы с применением контрольно-кассовой техники, если в ходе своей деятельности он осуществляет наличные денежные расчеты.

     

    В течение 15 календарных дней с начала использования другого способа налогообложения, предприниматель в обязательном порядке должен уведомить налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента.

     

    Патенты могут быть получены предпринимателем на несколько видов деятельности одновременно, перечень которых указан в пункте 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса.

     

    При этом внесенная за патент сумма денег не будет возвращена, если предприниматель перешел на патентную систему налогообложения, а затем передумал заниматься предпринимательской деятельностью.

     

    Одновременно с этим следует помнить, что если было принято решение о переходе с патентной системы на любой другой режим налогообложения, то вновь возвратиться на эту системы будет предоставлена возможность только через три года после того, как утрачено право на использование УНС на основе патента.

     

    [ к оглавлению]

     

  14. Если к вам пришли с проверкой

     

    Все предприниматели периодически сталкиваются с проверками, проводимыми различными проверяющими организациями – Роспотребнадзор, Санэпидемстанция, Трудовая инспекция, Пожарный надзор, Комитет по защите прав потребителей и т.д. и т.п. Проверяющих много, и, возможно, в этом есть смысл, потому что недобросовестные предприниматели, не будем кривить душой, тоже случаются. Но как уберечь себя от произвола чиновников и любителей легких денег с «корочкой» честным труженикам? Есть ли в огромной массе законов, защищающих граждан и потребителей, закон, стоящий на страже тех, кто пытается честно заработать своим трудом? Такой закон есть – Федеральный Закон «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года.

    Читать полностью.

     

     

    [ к оглавлению]

     

  15. Федеральный Закон «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИИНДИВИДУАЛЬНЫХ
    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ» № 294-ФЗ

     

    [ к оглавлению]

 

  Рейтинг@Mail.ru
Карта сайта